nadpis.png
auson2.png
line.png

    

     Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) вступил в действие с 1 января 2015 г. и принят на смену двух законодательных актов – Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

     Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан, полномочия федеральных и региональных органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Преимущества нового Закона:

дает возможность выбора поставщика социальных услуг. Это могут быть и государственные или муниципальные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности;

- регламентирует организацию социального обслуживания семей с детьми;

- предусматривает широкую информационную открытость поставщиков социальных услуг;

- расширяет категорию граждан, которые при социальном обслуживании на дому получают услуги бесплатно;

- вводит государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;

- устанавливает четкие обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;

- закрепляет принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах (определяется индивидуальная потребность в социальных услугах и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг);

- вводит понятие социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающего содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь;

- расширяет круг субъектов отношений в сфере социального обслуживания: заявление на получение социальных услуг может быть подано как самим гражданином, так и его законным представителем, иными лицами, органами и общественными объединениями;

- расширяет понятие общественного контроля в сфере социального обслуживания, позволяющее уже созданным с 2010 года формам общественного контроля в домах-интернатах реализовывать новый Закон.  

     С 1 января 2015 года проводится оценка индивидуальных потребностей каждого гражданина, который обращается в учреждение социального обслуживания. По результатам оценки формируются индивидуальные программы предоставления социальных услуг, которые носят рекомендательный характер для клиента и обязательный для поставщика социальных услуг.

         «В новом законе получило закрепление то, к чему мы шли и над чем работали последнее время. Например, законодательно закреплен принцип социального обслуживания – сохранение пребывания пожилых граждан в привычной им среде, если она является для них благоприятной. В тоже время закон устанавливает четкие обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании, например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, а также обстоятельства, делающие пребывание граждан в привычной среде неблагоприятными – это внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию. Ранее реализацию права выбора поставщика социальных услуг граждане могли реализовать только в Тюменской области, более того – только в Тюмени, посредством применения социального сертификата. Декларируемое ранее право закреплено не только номинально – разработан механизм организации работы с поставщиками социальных услуг разной организационно-правовой формы, включая индивидуальных предпринимателей, выплаты им компенсации затрат, а также способы осуществления государственного контроля за такими поставщиками. Другие новшества закона тоже нас радуют», говорит заместитель директора АУ СОН ТО и ДПО «Областной геронтологический центр» по организационно-методической и аналитической работе Драчева Светлана Владимировна.

 

 Горячая линия по реализации 442-ФЗ в Тюменской области: 8-800-100-12-90, (3452) 566-330